Газета "Ладога"
19
ЯНВАРЯ
2018
ПЯТНИЦА

КАЛЕЙДОСКОП

В свободную минутку… посетите выставку! - 09.01.2018

Я, наверное, не открою Америки, если скажу, что выставка работ знаменитого

художника Модильяни в Санкт-Петербурге – это событие. Событие  первую очередь для нас. На экспозиции представлено уникальное собрание картин, написанных в первой половине прошлого столетия мастерами Парижской школы. Полотна именитых живописцев Монпарнаса из коллекций

Йонаса Неттера представил зрителям Музей Фаберже. Да-да, выставку художников Парижской школы первой трети ХХ века «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» организовал Музей Фаберже, который ранее познакомил нас с произведениями Фриды Кало и Сальвадора Дали. Я тоже посетила эти выставки. В то время.

Этот праздник прежде всего… для нас!

Директор музея Фаберже Владимир Воронченко отметил, «что выставка Модильяни в Санкт-Петербурге – одна из немногих возможностей для российской публики увидеть его картины в оригинале. Мы не очень знакомы с творчеством Амадео Модильяни. В нашей стране Модильяни практически нет – всего два рисунка в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и рисунок с портретом Ахматовой в Фонтанном доме».

О ценности привезенной в Санкт-Петербург коллекции говорит ее страховая стоимость, которая, по словам Воронченко, «немного не дотягивает до 1 миллиарда долларов».

Впервые в России демонстрируется уникальная коллекция живописи ведущих художников Парижской школы первой трети ХХ века, собранная предпринимателем Йонасом Неттером.

 На выставке представлены самые громкие имена и показаны главные жемчужины из коллекции Неттера: живопись Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других известных мастеров.

Париж. Монпарнас. Мы там бывали

Когда я путешествовала по Франции, то будучи в Париже, конечно же, мы гуляли по Монмартру. Этот район Парижа нельзя сравнить ни с чем. Особая атмосфера, не похожая ни на что. Художники сидят повсюду и рисуют, рисуют, рисуют…

Монпарнас – квартал Парижа, ставший центром его артистической, интеллектуальной и светской жизни еще до начала Первой мировой войны. Свою неповторимую атмосферу Монпарнас сохранил вплоть до начала Второй мировой войны. Неотъемлемой чертой Парижа тех лет был интернационализм – художники, писатели, политики и бизнесмены со всего мира съезжались туда. И многие оставались там жить.

Монпарнас был настоящим местом паломничества. В 1910-х годах завсегдатаями его многочисленных кафе были лидеры и идеологи европейского модернизма. Художники не случайно облюбовали Монпарнас. В те годы это был по-деревенски уютный, тихий район, где можно было за копейки снять для работы крохотную мастерскую, а с высокого парижского холма можно было увидеть весь город как на ладони.

Илья Эренбург (русский писатель, поэт, публицист, общественный деятель) писал о знаменитом кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас: «С самого утра за четырьмя или пятью столами в жаркой, душной, прокуренной задней комнате сидели русские, испанцы, латиноамериканцы, скандинавы, люди со всех концов земли, предельно нищие, невесть во что вырядившиеся, оголодавшие, и говорили о живописи, декламировали стихи, обсуждали способы раздобыть пять франков, спорили и примирялись».

 Новая культура модернизма сделала искусство более востребованным и популярным, породила в центре Парижа атмосферу невиданной, безграничной свободы.

И, тем не менее, богемная жизнь тех лет была безоблачной и беззаботной далеко не для всех ее участников. Молодые художники – Модильяни, Сутин, Утрилло и многие другие – жили в бедности, а их картины воспринимались публикой как скандальные и практически не покупались. Друзья Модильяни называли его «Моди» не только из-за фамилии, но и из-за созвучия прилагательному «проклятый». Это прозвище закрепилось за ним и художниками его круга, чья жизнь была полна лишений и неудач.

Огромную роль в судьбе этих художников сыграл первый постоянный покупатель их работ, предприниматель и любитель искусства Йонас Неттер. Он начал собирать свою коллекцию благодаря встрече с торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским, с которым познакомился в Париже в 1915 году. Зборовский начал работать на Неттера – общаться с художниками, собирать, выменивать и перепродавать их произведения. Он заключал соглашения с художниками, платил им жалованье, давал деньги на аренду мастерских, закупку красок и прочие расходы.

В 1915 году Неттер и Зборовский заключили контракт с Модильяни, согласно которому они платили художнику 300 франков в месяц, за что получали все созданные им полотна.

Их картины стали доступными для нас

К 1917 году ежемесячная сумма, выплачиваемая Модильяни, выросла до 500, а в 1919 – до 1000 франков. Аналогичные соглашения у Неттера и Зборовского существовали с Сутиным и Утрилло. Так возник спрос на художников Парижской школы и сформировался новый сегмент арт-рынка.

Йонас Неттер скончался в 1946 году, оставив своей семье бесценную коллекцию работ художников, которые сегодня признаны важнейшими мастерами искусства ХХ века.

Коллекция Неттера более 70 лет была недоступна для широкого зрителя, и только в последние годы ее стали

показывать в Европе.

Шедевры коллекции. История любви

Амадео унаследовал не только красоту матери, но и ее неукротимую тягу к духовной свободе и творчеству. Он получил блестящее домашнее образование и свободно владел несколькими европейскими языками. Внимательная и обожающая Амадео мать заметила  увлечение сына живописью.

Художник пишет только портреты и обнаженную натуру. «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», – пишет Моди. У Модильяни всегда была обостренная чуткость к чужому страданию, и невероятной нежностью, любовью и грустью полны его картины.

«Творить как Бог, владеть как король, работать как невольник», – говорил он, заполняя свои тетради бесчисленными рисунками. О покое и гармонии работ Модильяни пишут все исследователи его творчества, но мало кто знает, какой ценой достигалась эта гармония.

Шедеврами коллекции несомненно являются пронзительные и утонченные портреты, созданные Амадео Модильяни в последние годы его недолгой жизни. Среди них два портрета его музы – Жанны Эбютерн. Художник познакомился с ней во время карнавала в марте 1917 года. Жанне было 19 лет. Она была студенткой частной художественной школы. Несмотря на недовольство родителей и пагубные пристрастия Модильяни к алкоголю, Жанна вскоре стала жить с художником и родила ему дочь.

 Модильяни создал более 20 портретов Жанны.

История любви Жанны и Модильяни, запечатленная в созданных им портретах, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века. Жанна разделила с Моди все невзгоды и покончила с собой на следующий день после его смерти 24 января 1920 года.

Другая живопись на выставке

На выставке в музее Фаберже есть замечательная подборка картин близкого друга Модильяни – выходца из России Хаима Сутина.

Подобно своему другу, Сутин жил и творил в бедности и был известен как человек болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав собственную разновидность экспрессионизма.

В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин: портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи.

Живопись Мориса Утрилло представлена целой серией пейзажей, относящихся к лучшему – «белому» – периоду его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери-художницы, а в молодости любимой натурщицы Ренуара – Сюзанны Валадон. Ее работы вы также увидите на выставке. Есть на выставке и картины, насыщенные по цвету, Моисея Кислинга. Среди них – портрет Йонаса Неттера. Его с Кислингом связывала дружба. И это неудивительно. Кислинг был истинной душой Монпарнаса, человеком, излучавшим, по свидетельству современников, «энергию, в которой смешивались жизненность, любовь, сексуальность и творчество».

Всего на выставке представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера.

Кстати

Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» рекомендована для посетителей от 16 лет. Выставка работает в Музее Фаберже с 25 ноября 2017 года по 25 марта 2018 года.

«Мы хотим, чтобы все наши выставки были привлекательными, поэтому делаем то, что не делает практически никто – мы очень тяжело и долго работаем со светом. На каждую картину мы тратим десятки часов», – так говорит об особенностях выставки директор музея Владимир Воронченко.

Картины, действительно, выглядят необычно, благодаря точечной подсветке. Они будто светятся изнутри в зале с приглушенным светом.

Пожалуйста, если у вас будет время, то порадуйте себя и сходите на выставку. Вы получите истинное удовольствие. Я лишь вам напомню, что Музей Фаберже находится на набережной Фонтанки, 21. Работает он без выходных с 10:00 до 20:45. Билеты можно приобрести заранее на сайте музея.

Ника ТИНСКАЯ

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Учредители: УМП «Издательский дом «Ладога», администрация МО Кировский район ЛО, Комитет по печати и связям с общественностью ЛО.
Главный редактор: Филимонова Яна Александровна.
Тел./факс - 8 (81362) 21-295; e-mail: gazeta_ladoga@mail.ru
Для детей старше 12 лет

© 2000-2018 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна