Богатеть Богом!
Только что прошли великие праздники – Рождество Христово, Крещение Господне… Эти двунадесятые праздники – неизбывная радость для всех верующих людей. Да и не совсем верующие нынче с удовольствием отмечают праздник Рождества Христова (к тому же этот календарный день у нас в России – нерабочий). И на Крещение не только верующие люди с удовольствием окунаются в прорубь, чтобы не только поправить свое здоровье, но и принести свою малую жертву Богу.
Желающих окунуться в проруби – всегда предостаточно! А уж в Крещение в Шумском храме была отслужена праздничная литургия с освящением воды. Сельчан пришло много и каждый желающий смог в этот день взять с собой крещенской водицы.
Сказка – ложь, да в ней намёк…
Настоятель храма отец Алексей Луковский с улыбкой рассказывает о местной легенде. Покровская церковь п. Шум стоит на Старо-Ладожском тракте. Когда-то по этому тракту шли Пётр Великий и Александр Меншиков. Шли-шли, притомились, решили чайку попить. И в деревне Пейчала (ранее – Пейчола) пили чай. Аппетит приходит во время еды, после чая захотелось им поесть по-настоящему. В деревне Пиргора (ранее – Пильгола) закатили они пир горой. Такой пир, что до села Саря доносился шум. С тех пор это село и переименовали в Шум. А в другой деревне слышали звон и вой бокалов. Теперь эта деревня так и называется – Войбокало.
А вот сущая правда
Это, конечно, шутка, как считает отец Алексий Луковский, настоятель Покровского храма в селе Шум Кировского благочиния. А вот сущая правда: – В 1701 году в начале Северной войны в селе Саря (нынешний Шум) 400 новгородских и ладожских стрельцов держали осаду пятитысячного шведского войска. Помощи стрельцам ждать было неоткуда. Двенадцать дней они здесь сидели, одиннадцать шведских атак отразили. Как написано: «явление было честного креста ладожскому стрельцу Иоанну Васильеву. Исшед бо к нему некий муж, благословляя его крестом, и велел сказать начальным людям и всем ратным без боязни сидеть, и крест велел им взять в горницы, и с собою вынести из засады, и поставить в церкви, и тот крест вынесен». То есть некий святой явился к стрельцу Ивану, вручил ему крест и благословил безбоязненно выходить из окружения. И спаслись наши воины, все четыреста. И это не сказка. Ведь чудесный крест, полученный из рук святого, до самой революции хранился в Старой Ладоге, в Климентьевской церкви. Там же можно было прочесть и тот рассказ. Так что это чистая правда. Все архивы, посвящённые истории Шумского прихода, сохранились. Вот, например, в архивах можно прочитать, что в 1738 году здесь жил священник Антоний, матушка его Евдокия-просфорница, 63 года, да ещё псаломщик Иван Евстигнеев, 54 года, да жена его Елена, да дети Ваня и Маша, 6 и 14 лет. А помещик Пётр Мышецкий, друг несчастного царевича Алексея, сына Петра Великого? Он в 1721 году выстроил здесь деревянный храм, но помолиться толком не успел в нём: царевича арестовали, Мышецкого сослали на Север, где он устроил гарь, несогласный с анти- церковной и государственной политикой Петра Первого. Князь Петр Мышецкий со 100 своими домочадцами заперлись в деревянной избе и приняли огненное всесожжение. 100 человек погубил, как тогда принято было между староверами! Потом здесь, в шумских землях, жили помещики Ильины. Первые были выходцами из Тверской губернии. Афиноген и Анна строили каменную колокольню и свод храма. Позже жила в наших краях их потомок барыня Анна Алексеевна Ильина. О ней так говорят: кто в селе рожает – она бежит помогать и подарки богатые с собой прихватывает. Чуть где пожар – она бежит с иконой «Неопалимая Купина», обходит с ней вокруг горящего дома, поёт молитвы во весь голос – глядишь, пожар и потухнет. Она всегда жаловалась на больные ноги, а все службы выстаивала от и до. После отмены крепостного права количество прихожан в церкви резко возросло, так что пришлось расширять храм. Четыре хора в церкви было! И какие хоры! Шумский хор пережил революцию, пережил храм, стал со временем светским. В 1938 году был удостоен Сталинской премии. Выступал в Кремле.
История многовековая, интересная, и мы ещё расскажем более подробно о том времени…
Шумский храм сегодня
Сейчас шумская церковь – перестроенный под храм сельский магазин. Огромная заслуга батюшки Алексия Луковского, что он очень скрупулёзно ведёт летопись возрождения Покровского храма в Шуме. Листаешь фотоальбомы истории храма и диву даёшься: в 2001 году было сгоревшее здание магазина, а ныне вполне пристойный голубого (Богородичного!) цвета – храм. Первая Божественная литургия отцом Алексеем была здесь отслужена 4 марта 2007 года. А до этого времени боголюбивые сельчане собирались в старом ветхом здании и читали по воскресеньям акафист Покрову Богородицы. В Шумском храме долго не было настоятеля (хотя батюшки по командировке навещали приход), и когда приезжал тогдашний благочинный Кировского округа протоиерей Вячеслав Харинов прихожане обступали его и вопрошали: когда же в храме будет свой священник. На что благочинный отвечал им, что надо много молиться. И вымолить священника в свой храм. В таких случаях говорят: Бог услышал молитвы сельчан, и однажды отец Вячеслав Харинов привёз с собой отца Алексия, сказав, что «вот вам и настоятель».
Началась трудная жизнь. Начинать приходилось с нуля. Ни крыши толком не было, вместо обрешётки на крыше – штакетник в разные стороны торчал. Поддерживала матушка Татиана (жена отца Алексия), которая сразу же взялась за написание икон, ибо и по призванию, и по профессии она – иконописец.
Сам отец Алексий рассказал, что, когда впервые увидел это погорелое здание, хотелось заплакать, как говорил псалмопевец Давид:
«Внидоша воды до души моея»… Но по молитвам прихожан и батюшки с матушкой пришла и помощь Божья. Стали чудеса твориться. Однажды отец Алексий ходил вокруг храма и молился про себя, да не просто молился, а «ныл» перед Богом, что денег нет, крыша течёт, фундамент не доделан. А на другой день к храму привезли целый миксер бетона. Вот и фундамент подладили. И таких чудес было много за эти годы. Отец Алексий с матушкой Татианой привезли с Соловецкого монастыря частицы мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. И мощи эти, ещё не придя в Шум, совершили чудо: по молитвам Соловецких угодников Божиих дорогу в Шум начали ремонтировать! А ведь практически дороги в Шум не было. Невозможно было не только ездить, но и ходить. И никаких надежд на улучшение не было. И к прибытию мощей с Соловков – дорога была отремонтирована. Разве не чудо? А ещё отец Алексий рассказал, что изначально приход был Никольским. Почему же он стал Покровским? А потому, что в конце 18 века местная церковь сгорела, и на пепелище нашли не тронутую огнём икону Покрова Богородицы – она одна уцелела в пламени. На месте деревянного храма построили трехпрестольную церковь в камне и освятили ее в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Икона Покрова помещена в новом храме в киоте на правом клиросе. С тех пор не раз местные жители замечали, что Пречистая заботится о шумской земле. Достаточно вспомнить, что во время Великой Отечественной войны именно здесь немцы пытались закрыть второе кольцо блокады, но что-то им помешало – нескольких километров не хватило их частям, чтобы соединиться. Но на этом-то незанятом участке и стояла прежняя каменная Покровская церковь. Её в тех же боях разрушили артиллерийским огнём. А немцев она всё- таки не пустила. Храм рухнул, но Покров Матери Божией остался. Жаль, конечно, старой церкви. Теперь вот магазин стал храмом… – Но мы справляемся с трудностями, – говорит отец Алексий.
Будни храмовой жизни и праздники
Листая фотоальбомы, всматриваясь в знакомые лица прихожан, гостей, батюшка продолжает свой рассказ о приходе, о вере в Бога, о Промысле Божием.
Народу иногда в храм приходит немного, а те постоянные прихожане уже стареют, многие ходят через раз, некоторых дети привозят. А ведь бывали службы, когда в храме 2-3 человека стоят (сидят) и все равно служим, молимся Богу! Не просто собрать и «отогреть» Приход. Сколько лет вытравливали из русского человека религиозные чувства. Теперь пожинаем плоды: «Сказал безумец в сердце своем – нет Бога. Растлился и омерзился при начале дел своих» (13 и 52 Псалмы)
– Душа человека ведь по своей природе христианка, – продолжает свой рассказ отец Алексий, – она стремится к Богу. Да, у нас есть механизм, который доказывает нашу причастность к Божественной любви. У нас есть совесть, голос Божий звучит в нас независимо от того, верует человек или нет. Совесть есть всё равно, и её механизм включается. Это самое важное доказательство, что Бог есть. А настоящая вера – та степень доверия Богу, когда человек не сомневается не только в том, что Бог есть, но и в том, что есть Промысел Божий.
В Бога верил с детства
Батюшка Алексий с такой любовью рассказывал о Боге, о своих прихожанах, что чувствовалось, несмотря на молодость настоятеля, что в душе его многое и давно пережито. Что касается религиозных чувств. Именно так и оказалось. Семья Алексея была религиозной, верующей, но в те советские времена не очень-то приветствовалось такое положение вещей. Если сказать мягко. Прадед Алексея в своё время учился в Пензенской духовной семинарии, сносно играл на скрипке и преподавал историю в средней школе. Кроме всего прочего прадед вёл театральный кружок. Разносторонняя личность! И в их семье хранилась Библия в кожаном переплёте 1867 года издания. И когда маленький Алексей бывал в доме у прабабушки, то «заманчивая» книга его интересовала всё больше и больше. И бабушку Ольгу он часто спрашивал про Евангелие, видя, как бабуля с трепетом перелистывает страницы «кожаного чемоданчика» на непонятном для него церковно-славянском языке. Алексей интересовался, на что получал ответ: «Погоди, внучек, придёт время, сам будешь её читать». Это был 1987 год. Спустя годы, учась в 9 классе, Алексей уже после смерти прабабушки Ольги взял Священное Писание в руки. Читал его дома в перерыве между подготовкой домашнего задания к школе. Начал ходить в храм, помогать местному батюшке за богослужением. Конечно, это не прошло мимо взглядов педагогов. Пытались мальчишку образумить, вели бесконечные беседы с мамой Валентиной про сына, которой чуть ли не в «монастырь ушёл». Только ленивый не высказывал своего негативного отношения к вере её сына. Говорили, что сына плохо воспитала, раз он о Боге думает. Однако, Алексей учился на отлично, поэтому вроде и не за что было мальчишку наказывать.
Много испытаний выпало на долю юного мыслящего не по-советски юноши. И когда одноклассник Алексея погиб в автокатастрофе, юноша очень серьёзно задумался о смысле жизни. Зачем же жить, если всё равно придёт смерть? Ответы он находил в духовных книгах, в Библии, и всё ревностнее относился к вере в Божий Промысел.
Он рано понял, что свобода выбора, свобода воли нашей – может сыграть очень негативную роль в жизни каждого человека. Ведь многим кажется, что свобода – это вседозволенность, при которой человек обязательно впадёт в грех, обязательно станет рабом греха. А быть порабощённым грехом очень нетрудно: плыви по течению и приплывёшь куда-нибудь… туда, где лучше бы не оказываться.
Когда-то в раннем детстве Алексей мечтал построить храм и ревностно послужить перед Богом в жизни, хотя о священническом поприще не мог и помыслить. Настолько ответственным представлялось ему это служение Богу и людям. Прошли годы обучения в Духовной семинарии, Санкт-Петербургской Православной Духовной академии, и юношеские святые мечты осуществились.
Еще в годы обучения в Духовной академии однокурсником Алексея был священник Вячеслав Харинов, будущий благочинный Кировского округа Санкт- Петербургской Епархии. Он-то и напутствовал Алексея принять храм в Шуме.
Здесь, в Шуме, встретил хороших людей, на кого можно было опереться, и стали создавать общину. Кроме всего прочего пришлось засучить рукава и… воссоздавать Покровский храм. Заново. С Божьей помощью. Все иконы в храме написаны матушкой Татияной, женой отца Алексия. Она профессиональный иконописец. Есть и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, и Святителя Николая Чудотворца, и Казанский образ Пресвятой Богородицы, икона великомученика Георгия – наполняется храм не только утварью, но и людьми Божьими. Это радует настоятеля.
В нынешнее неоднозначное время даже в таком небольшом селе как Шум были и алкоголики, и наркоманы. А это всегда беда. Молодые совсем люди безвременно уходили из жизни. Страдают ведь близкие люди. Родителям, которые потеряли детей от такой беды, все прихожане старались помогать, сострадать горю родителей и близких. Но… зачастую, только большая скорбь, беда приводят человека к Богу. Человек не видит другого выхода и открывает для себя Божью любовь. Но когда боль или беда уходят, человек опять возвращается на путь греха или к прежней жизни без Бога, без Церкви и без Святого Причастия. Это печалит отца Алексея.
В этом Покровском храме всегда есть дети, для них в церковные праздники устраиваются целые спектакли. Но детей в храм должны привести их родители и быть рядом с ними, тогда и не будет больших скорбей и печалей, когда они начнут подрастать и видеть в окружающем их мире не только розы, но и шипы. Но дети уже смогут различать плохое и хорошее, а главное – справляться с какими-то недугами душевными, непониманиями в семье, школе.
Как считает отец Алексий, много бед идёт от гордости. Надо понимать, что гордость – это грех, который может погубить человека. Потому он и называется смертельным грехом. Ибо человек пытается строить свою жизнь, своё общение с другими, с миром духовным в том числе, рассчитывая только на свои силы, на свой очень ограниченный разум. И здесь опасность в том, что человек за истину примет какую-то заведомую ложь, обман. А таких людей вокруг массы, кто предлагает нам различные нехристианские учения и всякого рода мистические восточные направления. Они, возможно, и интересны (развлекают наше самолюбие и питают гордыню), но в плане спасения не только бесполезны, но и губительны.
Иногда кто-нибудь из знакомых уколет в сердце, мол, напрасно ты трудишься, отец Алексий, храм тебе в этих безбожных местах не построить, последние бабушки умрут – некому Слово Божие проповедовать будет. С этим категорично не согласен отец Алексий.
Есть такая христианская притча. Во время прилива волнами вынесло на берег множество морских звёзд. Но вот волны схлынули, а звёзды остались лежать на песке, постепенно погибая от палящих солнечных лучей. Маленькая девочка увидела это и побежала к морским звёздам. Она брала каждую в руки и бросала её в море. За всем этим скептически наблюдал серьёзный взрослый человек. «Брось это пустое дело! – сказал он девочке. – Их тут тысячи! Ты всё равно не сможешь спасти их все». «Пусть не смогу, – ответила девочка и посмотрела на трепетавшую в её руке морскую красавицу. – Но я спасу хотя бы эту звезду».
На прощанье отец Алексий сказал: «Мы продолжаем обустраивать наш любимый Покровский храм и созидать общину Прихода в с. Шуме, способную деятельно заботиться о воспитании юных христиан, любящих Россию, знающих свою многовековую историю и многонациональную культуру».
Галина ЛОГИНОВА
Фото из архива храма
Рекомендуемые новости
Трагедия Донбасса – трагедия Ленинграда
27 марта 2024В деревне Зайцево у Мемориала «В память о мирных жителях СССР – жертвах нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны» презентовали памятник «Детям-жертвам войны на Донбассе». Проект организован при поддержке Ленинградского регионального исполнительного комитета Партии.
«Единая Россия» начала приём заявок на предварительное голосование
26 марта 2024В этом году процедуре отбора кандидатов – 15 лет
Сергей Бебенин поздравил работников культуры Ленобласти с профессиональным праздником
26 марта 202425 марта отмечается День работника культуры. Первый заместитель Секретаря регионального отделения Партии Сергей Бебенин поздравил с праздником всех причастных:
Владимир Путин: Террористов, нелюдей ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет
26 марта 2024Владимир Путин един с народом в скорби по погибшим и чувстве единения в трудные минуты. Произошедшее в Московской области – удар для всей страны. Президент чувствует острую боль народа и скорбит вместе с ним. 24 марта по решению Владимира Путина станет днём общенационального траура. Путин отдельно выразил чувство гордости, уважения и восхищения простыми людьми, откликнувшимися на трагедию и проявившими свои лучшие качества. Граждане организуют стихийные мемориалы, поддерживают друг друга, стараются помочь пострадавшим, сдавая кровь и жертвуя средства медицинским организациям. Медики, спасатели, сотрудники спецподразделений и рядовые граждане, оказавшиеся на месте трагедии, героически и самоотверженно спасали людей, несмотря на угрозу своей жизни. Эти настоящие герои – образец мужества, профессионализма и соучастия для всей страны.
«Диктант Победы» пройдет на суше, в море и в небе
26 марта 2024Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны пройдёт 26 апреля.
Как найти свою книгу?
22 марта 202420 марта стартовал «Волшебный день чтения» в Ленинградской областной детской библиотеке. Сотрудники библиотеки города Отрадное вместе с ребятами отправились в увлекательное путешествие в мир книг.
Рабочая группа по СВО в очередном докладе Президенту предложила упростить для военнослужащих оформление ряда документов
22 марта 2024Рабочая группа по СВО направила доклад Президенту. В нём отражены предложения по новым дополнительным мерам поддержки участников спецоперации и их семей. А также рекомендации по повышению эффективности работы предприятий ВПК, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.
Невский ССЗ: знай наших!
22 марта 2024Редакция газеты «Ладога» в тесном сотрудничестве с пресс-службой Невского ССЗ (входит в АО «ОСК», базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) завершает очередной цикл зарисовок о жителях Кировского района – заводчанах, которые трудятся на предприятии, продолжая славные традиции судостроителей. За большой личный вклад в выполнение производственной программы судостроения и достижение высоких производственных показателей эти люди попали на заводскую Доску почёта-2023.