Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Ненависть

Ненависть

О случаях в российских школах наслышаны очень многие. Удивляемся, за голову хватаемся. Откуда? Как? На чем замешана подобная жестокость и ненависть? Не-по-нят-но!

В поисках ответа
В поисках ответа на эти очень непростые вопросы наткнулся на интервью с руководителем отдела медицинской психологии научного центра психического здоровья РАН, кандидата психологических наук Сергея Николаевича Ениколопова. Оно озаглавлено очень звучно: «Хищные цветы жизни. Почему наши дети превращаются в монстров?» («Московский комсомолец – российский региональный еженедельник», 31 января – 7 февраля 2018 года).
Многие его высказывания поражают откровенностью. Он не стремится закамуфлировать ситуацию, свести ее к этакой легкой озабоченности происходящим в сегодняшней школе, в подростковой среде. С.Н. Ениколопов не щадит ни учителей, ни родителей, ни, в конечном счете, общество… И это заставляет задуматься. На это и направлены его утверждения.
Я попросил о встрече директора МБОУ «Лицей г. Отрадное» Аллу Альбертовну Рудковскую, учителя с большим педагогическим стажем и опытом директора.
Алла Альбертовна не ограничилась рамками только того, что утверждает кандидат психологических наук. Школа сегодня настолько многогранный образовательный институт, что без упоминания хотя бы некоторых ее проблем не обойтись. Однако беседу мы начали именно с главной темы встречи – обеспечения безопасности и школы в целом, и учебного процесса, и, конечно, учащихся.

Одна из главных задач школы
– Обеспечение безопасности учащихся мне представляется одной из главных задач школы. Никакие знания не нужны, если жизнь и здоровье школьников в опасности. Я очень часто повторяю детям, что в жизни самое главное – это сама жизнь. Безопасность – понятие комплексное, это не только охрана, пропускной режим, но и пожарная безопасность, и профилактика дорожно-транспортного травматизма, обучение правилам безопасной жизнедеятельности и, конечно, информационная и психологическая безопасность. Психологическая безопасность, т.е. создание комфортной во всех отношениях обстановки для детей, является одной из главных забот педагогического коллектива. Впрочем, я думаю, что этим должны заниматься все участники образовательного процесса: и родители, и дети, и учителя. Уверена, что необходимо менять отношение в обществе к воспитанию детей, к их поведению в школе. Детям и в школе, и дома необходимо постоянно подчеркивать, что они с уважением должны относиться к учителям, в целом к школе и особенно друг к другу. Одна из главных проблем в школах, и это, думаю, скажет каждый работник школы, вот такая: дети часто спорят между собой, во время этих споров агрессия их участников растет. Если раньше были ссоры, ну просто детские ссоры, родители старались примирить детей. То теперь очень часто родители не хотят тратить силы и время на разрешение конфликтов внутри класса. Предпочитают обращаться в полицию. Часто дети провоцируют друг друга, особенно маленькие – то фантик от конфеты не поделили, то кто-то их них сказал что-то обидное про одежду или внешний вид другого… Дети начинают ссориться, руками размахивать, толкаться. Разрешить зарождающийся конфликт и создать комфортную дружескую, взаимоуважительную обстановку на все годы обучения в школе удается в тех классах, где родители идут навстречу друг другу и озабочены этой общей целью – разрешить конфликт.
Часто сейчас стали ссориться девочки. Это совершенно новое явление, и оно очень, на мой взгляд, тревожное. Я глубоко уверена, что нравственность любого общества зависит от нравственности женщины. И если девочки с детского возраста привыкают таким образом защищаться, то, уверена, из этого ничего хорошего не выйдет.
Мне кажется, тут проблема для нас всех. Общество в целом должно об этом думать. Мы объясняем детям, что необходимо, особенно в период каникул, постоянно соблюдать правило трех «н»: никогда ни с кем никуда не ходить, даже если тебя позвали, скажем, котенка посмотреть… Замечу: это опять же комплексная безопасность, школа без родителей не сможет добиться должного результата в одиночку. Дети приходят в школу из дома, из семьи, в каждой из которых свои правила, традиции. Если папа высказывается, как надо жить, как защищать себя и бороться за свое место под солнцем, то, мы, учителя, не сможем, к сожалению, переубедить ребенка, что нельзя кулаками решать какие-то споры или недоразумения.

Странное утверждение
– А как бы вы прокомментировали утверждение, что школа стала местом сведения счетов? Так считает С.Н. Ениколопов.
– Я думаю, что этот господин никогда не работал в школе. Меня как человека, который всю свою жизнь проработал в школе, возмущают подобные категоричные заявления. Ну что значит – «школа стала местом сведения счетов»? Ну да, конечно, в школе бывают конфликты и очень часто. Есть и учителя, которые неправильно себя ведут, но это общая проблема.
Хорошо известно, что в школе сегодня или нет, или очень мало учителей-мужчин. И пока, к сожалению, очень мало молодых учителей. Молодые учителя практически не задерживаются в школе.
У нас в лицее работает орган общественно-государственного управления – управляющий совет. Мы собираемся и всегда вырабатываем общие решения, потому что мы делаем одно общее дело. Невозможно относиться к школе, как к какому-то фронту или баррикаде: с одной стороны – школа, с другой – родители и все остальные. Нет, мы по одну сторону баррикады или, еще точнее, – в одной подводной лодке! Большинство из нас, учителей, считают школу делом всей своей жизни, кто думает иначе – тот в школе не задерживается…
В последнее время в школах появилось много нового, чего в прошлом я не припомню. Например, появились ученики, которые могут третировать весь класс…

– У вас в лицее есть такие?
– Чтобы весь класс – таких нет. У нас есть дети, даже среди маленьких, которые вызывают большую тревогу: не слушают учителей, они могут встать и уйти без разрешения из класса посреди урока… Я считаю, что пока что – это педагогическая запущенность. А родители считают, что так поступать – нормально! Некоторые из них уверены, что ребенку надо давать очень большую самостоятельность. Особенно это относится к 7-8-классникам. Родители считают, что он уже взрослый мужчина – сам решает. Уверена: это совершенно неправильно! Ребенок запутывается в своем несозревшем психологическом мире, он пытается себя вести как взрослый, совершает дерзкие поступки. Смотришь на такого и – извините! – с ужасом думаешь о его будущем. И чаще всего родители таких детей не являются нашими единомышленниками.
Есть родители первоклассников, которые требуют особого отношения к своему ребенку: не делать ему никаких замечаний, не проверять тетрадей и т.д. Несомненно, школа должна осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Но и родители должны понимать, что у детей надо воспитывать ответственное отношение к учебе, развивать способность жить в коллективе, придерживаться каких-то общих правил.

Школа – зеркало общества
Знаете, я где-то прочитала такую на первый взгляд парадоксальную мысль: минувшую страшную войну выиграл – советский учитель. Тех людей, которые выстояли и победили, воспитывали и учили советские учителя в советских школах. А в то время учителя всегда были «первые люди на деревне», их мнение было беспрекословным. А то, что сегодня происходит в обществе, и о чем мы говорим, – результат того, что ухудшилось отношение к школе в целом.

– Выросшие в СССР, как утверждает С.Н. Ениколопов, думают, что «школа – это институт воспитания», а она «превратилась в место реализации исключительно образовательной услуги».
– Сейчас что-то начинает меняться. Педагогическая общественность предлагает убрать эти формулировки об услугах. Надо вернуть то, что уже было: школа – второй дом, где ты живешь с теми детьми, которых тебе бог послал. Вот это понятие – «услуга» – не может быть реализовано в отношении детей. Профессия учителя – это служение, если хотите, миссия.
Государство очень старается уже много лет прописать все: у нас есть муниципальное задание, у нас есть административные регламенты на представление услуги… Можно, если захотеть, прописать все! Но мы ведь прекрасно понимаем: невозможно учить, не воспитывая! Как вот это прописать?! Чем измерять любовь к своему делу, к своему ученику? В каких единицах? А ведь все эти процессы неразрывные!
Нельзя разрывать связь между родителями и школой. Если у родителей есть вопросы, проблемы, предложения, тревоги, они должны идти сначала в школу, к классному руководителю, к администратору и только в крайнем случае в прокуратуру. А сегодня со страниц газет, с экрана телевизора мы слышим чаще всего нелестные отзывы о школе в целом. Скажите, пожалуйста, когда ваша газета писала последний раз о каком-то замечательном учителе, о какой-то замечательной ситуации в школе и т.д.? Чаще всего везде и особенно в интернете больше всего негативных историй.

Рычагов воздействия на родителей у школы нет
– Часто приходится читать и слышать, что ответственность за невоспитание ребенка лежит если не только, то в основном на родителях. А как же школа, учителя? Они в этом процессе «вне игры»? Ведь ребенок находится на виду у учителя и по нему судит об окружающем его мире. Или не так?
– Да, во многом так. Пока ребенок находится в школе, за все отвечает школа. Но для того, чтобы ребенок был успешным, и не только в учебе, у школы и у семьи должны быть одинаковые подходы к обучению и воспитанию.
Хотя сейчас появились родители, особенно молодые папы, которые так настраивают ребенка: если что не так – сразу бей. Ну как, скажите, учителю обращаться с таким ребенком?! Для него папа – авторитет, папа добился каких-то успехов в жизни, он неплохо зарабатывает… Ну вот и смотрите: где я, учитель, а где папа… И как школа после подобных «воспитательных» указаний папы может воспитывать ребенка?!

– В школах сегодня есть элементы самоуправления – школьные советы, вот у вас в лицее даже есть президент. А в совете одни отличники или спокойные хорошисты. А как же проблемные дети? Они в стороне?
– Часто это так, потому что тем, кто не хочет учиться, к сожалению, ничего не надо. Но задача школы привлечь этих детей к какой-либо деятельности и к общественной тоже.
У нас в лицее, что называется, все по-взрослому: с выборами, с кандидатами, с выдвижением, с праймериз, с программами. Участвуют, конечно, и те, кто не очень хорошо учится, скажем, кому-то какие-то предметы нелегко даются, оценки у них невысокие. Система ЕГЭ требует, чтобы у учащихся знания по всем предметам были на уровне.

Надо слушать и слышать практиков
– Приходится читать, что существует некая растерянность: специалисты не могут сформулировать, какие же процессы происходят в детской и подростковой среде, которые в конечном итоге и приводят к агрессивности детей.
– Сразу замечу – надо слушать практиков! Не сидеть в кабинетах и не сочинять различные теории, которые, извините, зачастую на ерунду похожие, а еще раз повторю, – слушать практиков и создавать для российской школы условия. Давно надо сделать так, чтобы в школу шли лучшие представители общества. На мой взгляд, этого добиться просто. Не надо ничего особо менять, не надо, как вы заметили, никакой растерянности. Надо одного добиться: чтобы после окончания школы лучшие выпускники – те, кто хорошо учились, те, у кого глаза горят – шли в вузы – или в педагогические, или в медицинские. А сегодня? «Троечники» поступают в педагогические вузы! В вузе ведь также, как и в школе: есть худшие, есть лучшие. Лучшие после вуза достаточно легко находят престижную и «денежную» работу, а вот посредственности. Вот они и идут работать в школу.

– Что вы имеете в виду?
– Ну, к примеру, выпускница факультета иностранных языков. Найдет она себе работу не в школе? Очень легко!
Скажу так: немало тех, кто с отличием или просто очень хорошо закончили школу и поступили в педвузы, но вот в школу они после вуза не возвращаются!
Так вот, общество должно добиться, чтобы в школу возвращались. Так почему не возвращаются? В последнее время немало разговоров о повышении зарплаты учителям. Да, это чистая правда: средняя зарплата в школе 30 тысяч рублей. Но это зарплата средняя. А выпускник или выпускница вуза получает 18 тысяч, от силы 20-ть, но для этого она должна пройти какую-то дорогу, чтобы подойти к этой сумме… А она не хочет – она молода, ей нужны красивые туфельки, красивые платья и красиво отдохнуть где-нибудь за границей.
У нас есть губернаторская программа поддержки молодых учителей: дают в течение трех лет за каждый отработанный год 50 тысяч рублей. И вот они все три года работают! А дальше? Есть такое понятие, как служебное жилье. Живешь нормально, отработал какое-то время, скажем, 10 лет, – жилье становится твоим. После 10-летней работы, думаю, человек уже не захочет уйти из школы: в возрасте «за тридцать» начинать новую жизнь поздновато. Ну вот почему сегодня в обществе не создать такую обязательную систему?!

Так откуда агрессия?
– И все же, откуда сегодня у детей вот эта агрессия?
– Первое – это, конечно, общество. Оно сегодня агрессивно в целом. Стало нормой хамить друг другу, чуть ли не кулаками пробивать себе место в автобусе, не уважать соседей и не хотеть даже знать, как их зовут, не стесняться делать какой-либо гадкий поступок. Раньше люди старались быть лучше. В обществе были какие-то правила общественного поведения – эти правила люди стремились хоть как-то соблюдать. Были обязательными посещения театров, концертов. Сегодня мы ходим в торговые центры. Уровень культуры там – увы и ах! Хамить стало модно! Вы часто видите, чтобы мужчины уступали место женщинам? Современным молодым людям даже и объяснять это трудно.
Так что – общество и еще раз общество. Мы получаем в детской и подростковой среде зеркальный ответ на все изъяны общества. Наверное, это можно как-то объяснить трудностями и неустроенностью жизни, но вспомним, что большинство наших бабушек, дедушек, многие папы и мамы не жили богато, с достатком, а такой агрессии по отношению друг к другу, которая сегодня просто разлита в обществе, не было.
Замечу в продолжение темы, что не может быть человек дома хорошим, а в обществе – хамом, грубияном, агрессивным по отношению к другим. Нам всем хорошо известна поговорка «Человек человеку – волк». Ни в коем случае нельзя, чтобы этот т.н. «постулат» был основополагающим в обществе, особенно среди детей.

– Предлагают ввести в школу психологов, которые бы постоянно сканировали детей, выявляли агрессивных, трудных, проблемных…
– А они никуда и не уходили из школы! Школьные психологи есть во всех школах.
Если говорить о серьезной психологической службе в школах, то тогда это должен быть специалист – клинический психолог. Наш школьный психолог не может вмешиваться во внутренний мир ребенка. Это опасно, можно навредить, нужен, повторю, специалист.
У школьного психолога есть определенные задачи, это – мониторинги, определение общих тенденций, мотиваций к обучению, психологические диагностики. Чаще всего эти исследования проводятся анонимно. Мы делаем выводы, обсуждаем на педсовете, в случае необходимости вырабатываем индивидуальные подходы, вносим изменения в учебный план, что-то рекомендуем родителям.
А вообще, должна заметить, не только школьный психолог изучает тот или иной класс, определяет проблемных детей, но и классный руководитель. На постоянном контроле трудные дети, те, кто вызывает тревогу.

«Смешного тут ничего нет!»
– Прочитал, что комитет по образованию области предписал учителям участвовать в пропускном режиме утром и вечером, а перед началом занятий осматривать классы, в том числе укромные места под мебелью, с целью обнаружения посторонних предметов. Я представил учительницу, ползающую по классу, и рассмеялся…
– Да, у нас есть такое. Дежурный администратор перед началом занятий обходит школу. Именно так – постоянный осмотр всего класса. Так что ничего смешного нет, у нас нет других специалистов, все в школе делается руками учителей, администрации и работников технического персонала.
Беседа с Аллой Альбертовной Рудковской свидетельствует, что готового рецепта для решения проблемы детской и подростковой жестокости попросту не существует. Педагог предложила задуматься над некоторыми сложностями школьной жизни. Можно уменьшить их негативные последствия, по ее мнению, добиться снижения остроты обсуждаемой проблемы. Иными словами, есть пазлы, правильно сложив которые, мы и получим нужную нам конструкцию, которая поможет устранить или хотя бы уменьшить остроту обсуждаемой ситуации.
Она, это ситуация, некоторыми своими составляющими уже давно и явно выходит за границы детских и особенно подростковых «забав» и переходит в разряд криминальных проступков. Это уже совершенно другой уровень проблемы.


Подготовил Георгий Градов

Автор благодарит А.А. Рудковскую за согласие прокомментировать ситуацию и выступить в роли эксперта.

Продолжение в одном из следующих номеров «Ладоги»

Фото с сайта https://media.necn.com

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей
47 регион

Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей

25 апреля 2024

Очередной доклад рабочей группы по СВО направлен Президенту. В нём, в частности, предлагается рекомендовать банкам и страховым компаниям не учитывать статус бойцов спецоперации в расчётах страховки при оформлении кредитов, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

«Работа России. Время возможностей-2024»

«Работа России. Время возможностей-2024»

23 апреля 2024

В Кировском районе завершила работу Всероссийская ярмарка трудоустройства

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне
47 регион

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне

23 апреля 2024

Молодогвардейцы привели в порядок братские могилы и территории памятников в 58 регионах.

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России
47 регион

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России

22 апреля 2024

Ленинградская область четвертый год подряд лидирует в реестре лучших практик Минстроя России по благоустройству. В этом году в него вошли семь проектов площадей, парков, набережных, скверов, спортивных и детских площадок от региона.

Спрашивали? Отвечаем!
47 регион

Спрашивали? Отвечаем!

22 апреля 2024

Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 19 февраля 2024 года.

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО
47 регион

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО

22 апреля 2024

17 апреля в ФОК «Левобережный» в Волхове стартовал Областной фестиваль по ГТО среди школьных спортивных клубов, в рамках Региональной школьной спортивной лиги.

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.