Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Нераскушенный орех воеводы Петра Потёмкина

Нераскушенный орех воеводы Петра Потёмкина

(Публикация от 22 ноября 203 года)Основанию Петербурга предшествовало взятие шведской крепости Ниеншанц, стоявшей при впадении реки Охты в Неву. Построена она была на месте русского поселения, появившегося еще в XV веке. В 1611 году Россия лишилась этих земель, вновь отвоеванных Петром I. В промежутке между этими событиями Ниеншанц-Канцы и невские берега на короткий срок перешли под власть русского государя. Случилось это в 1656 году при отце Петра I царе Алексее Михайловиче.

 

Нераскушенный орех воеводы Петра Потёмкина

 

Кто же был тот доблестный военачальник, несколько преждевременно осуществивший мечту будущего государя? Звали его Петр Иванович Потемкин (1617 – ок. 1700), принадлежал он к тому же старинному дворянскому роду, что и знаменитый князь Г. А. Потемкин. Начав царскую службу при дворе, побывал Петр Потемкин стряпчим и столь-ником, сопровождал набожного царя в его выездах в монастыри на богомолье. Участвовал в войне с поляками, вспыхнувшей в 1654 году по причине присоединения Украины к России, и взял город Люблин. Потом был отправлен в шведские владения, чтобы попытаться вернуть выход к Балтийскому морю.

3 июня 1656 года отряд воеводы П. И. Потемкина перешел границу на реке Лаве и блокировал крепость Нотебург-Орешек. Осажденные в крепости стойко оборонялись. Комендант Нотебурга майор Франс Граве на предложение о сдаче ответил: “Яблоко и грушу легче раскусить, чем такой орех”. Русские отступили и прекратили продолжавшуюся с июня до ноября осаду крепости. Орешек для Потемкина оказался “зело крепок” и разгрызть его не удалось.

Зато подойдя к Ниеншанцу и осадив его, отряд Потемкина добился успеха: 6 июня крепость сдалась и была сожжена, 22 июля русский отряд одержал победу у острова Котлин. Было захвачено множество пленных, немалую помощь оказали местные финские и карельские племена, перешедшие на сторону русских. К сожалению, одержанные победы оказались напрасными. Все завоевания пришлось в 1658 году вернуть Швеции. Кардисский мир, заключенный в 1661 году, подтвердил прежние границы, установленные Столбовским договором...

В не меньшей степени, чем на военном, П. И. Потемкин известен на дипломатическом поприще. Он возглавлял посольства во многие европейские страны, причем вел себя с большим достоинством. Так, в 1680 году, получив аудиенцию у Людовика XIV и не добившись признания там царского титула российского самодержца, Потемкин прервал переговоры и отказался принять от короля ответную грамоту. Курьезный случай приключился с Петром Ивановичем в Дании, где ему велено было непременно получить аудиенцию у тамошнего монарха. Король в ту пору оказался болен, и к нему никого не допускали, но русский посланник продолжал настаивать на встрече. В ответ на заверения придворных, что король лежит в постели, Потемкин потребовал поставить в королевской опочивальне еще одну кровать, лежа на которой он мог бы побеседовать с королем. Не желая ссориться с возможным союзником, придворные вынуждены были согласиться на столь необычные требования, и “постельная” аудиенция состоялась...

Этот анекдотический случай прочно запечатлелся в памяти потомков. Но мы будем помнить П. И. Потемкина как человека, пусть и на короткое время, водрузившего русское знамя над невскими берегами.

 

По материалам публикаций

Анатолия ИВАНОВА

 

 

Рубрика Путники, прошедшие раньше нас

 

“Об истории мы говорить не будем...”

 

“Читателю, конечно, известно, что в 60 верстах от Петербурга, при выходе Невы из Ладожского озера, лежит город Шлиссельбург; но читателю очень может быть неизвестно, что в 60 верстах от столицы, шумной, подвижной, живой лежит совершенно мертвый город, каков и есть на деле богоспасаемый город Шлиссельбург, наводящий уныние в особенности своею кругленькою, маленькою, никому, кроме военных арестантов, нестрашною крепостию... До чего мертв этот город, можно видеть из недавней пропажи здесь четырех пушек с лафетами и другими принадлежностями. Украсть четыре пушки в полувоенное время, это чего-нибудь стоит!

 

Попал я в Шлиссельбург не потому, что с этим городом, как и с Петровским каналом и Новою Ладогою, связано все лучшее моего безвозвратно минувшего детства, улетевшего в вечность отрочества и первых лет ранней юности, а потому, что получил письмо о задержках судоходства по каналам императора Александра II и Петра Великого.

Хорошо сознавая, как важен для Петербурга вопрос о задержке судоходства на каналах, я поехал лично убедиться, насколько письмо говорит правду. Хотя, откровенно и без лести говоря, зная, что на системе находится человек высокой энергии (я говорю об инспекторе судоходства Н. Н. Клокачеве), я не верил в задержку...

В пять часов вечера, 30 мая, сев на пароход “Георгий” компании Шлиссельбургского пароходства и отходящий от пристани у Воскресенского моста, я поплыл вверх по течению Невы, на которой заметно полное отсутствие распоряжений речной полиции...

Позволю себе сказать два слова о четырех пароходах компании Шлиссельбургского пароходства: “Георгий”, “Рыбка” и других. Пароходы прекрасны, просторны, ходки, содержатся чисто. Прислуга вежлива, расторопна; кухня опрятная, кушанья и вина недороги. Таковое содержание пароходов и предупредительное отношение к публике делает честь ее заправилам. Главными лицами в этой компании являются гг. Берд, Рыбкин и др.

Пароходы пробегают пространство в 60 верст, заходя на массу промежуточных станций, в течение четырех часов. Берега реки Невы от природы не особенно красивы: не высоки, песчаны и местами покрыты негустою и невысокою растительностию.

Под Петербургом масса фабрик, из которых по громадности обращает на себя внимание фабрика Торнтона, а по красоте карточная фабрика.

Из поселений лучшими можно назвать село Александров-ское, Усть-Ижору, Рыбацкое и Новосаратовскую колонию, а все остальное, не исключая Охт, отзывается неприглядною бедностию, сереньким, грусть наводящим колоритом.

В различных пунктах есть отдельно стоящие дачи, но ни в отношении пейзажа, ни в отношении архитектуры не представляют они собою ничего замечательного. Есть исторические памятники: дворец Екатерины II (Почтовая станция в Пелле. – Ред.)... памятник у трех сосен (памятник Петру I у Красных Сосен. – Ред.)... С Шлиссельбургскою крепостию связывают впечатления мрачные, темные пятна русской истории и потому об истории мы говорить не будем.

Интересно одно имение на реке Неве, где, как рассказывали мне, владельцы оного ухлопали несколько миллионов на воспроизведение в точности развалин одного прирейнского замка, в котором, конечно, нельзя жить, так как это развалины (дворец Г. А. Потемкина в Островках. – Ред.). С Невы они видны очень немного: часть построенной разрушенной стены и какая-то тонкая в виде кукиша башенка.

Но вот, читатель, мы и в Шлиссельбурге, в маленьком, сереньком, мертвенном Шлиссельбурге, со всех сторон окруженном, вдоль и поперек перерезанном водою Шлиссельбурге, и где при всем нет возможности добыть лодку для переезда через каналы, Неву или озеро...

Обращаясь от картинности к сути дела, т.е. к задержке судоходства, я прежде всего спешу заявить, что никакой задержки нет, разве ветром задержит движение. Почти все видимые и невидимые перемычки устранены, – опасаться за судоходство нечего...”.

 

Александр СОКОЛОВ.

В Шлиссельбурге. – “Петербургский листок”,

1878, 3, 4 июня

 

 

с полки архивариуса

 

Для проезда по дороге

О переводе Конторы сбора пошлин с Шлюссельбург-ской дороги из Тосны в Ижору. Сенатский указ. 15 октября 1740 года. № 8256

 

“Правительствующий Сенат, по доношению и мнению Генерал-Фельдмаршала и Кавалера графа фон Миниха, приказал: по Шлюссельбургеской дороге в тех местах, где чрез ручеи и болоты худыя переправы имеются, мосты и гати Санктпетер-бургской Губернской Канцелярии починить наемными работными людьми из казенных денег, собираемых с проезжающих по той дороги пошлин, в самой скорости; а каким образом чрез реки Ижору, Тосну, Мгу и Мойку мосты, кои уже весьма плохи и в проезде остановка чинится, вновь сделать надлежит, и во что оные стать могут, о скорейшем Инженер-Подпоручику Людвиху учинении смету, к Генерал-Фельдмаршалу подтвердить, и, разсмотря оную, подать в Сенат. Сборную ж с той дороги пошлинам Контору, по представлению его Генерал-Фельдмаршала, с Тосны (из Усть-Тосны. – Ред.) перевесть на Ижору, определя к тому сбору от Губернской Канцелярии достойного Офицера...”.

 

 

Кирпич с твёрдым знаком

 

Губерния – Северной столице

 

На рубеже XIX–XX веков из-за строительного бума в Петербурге возрастало не только производство кирпича на заводах, расположенных на берегах Невы и ее притоков, но и конкуренция между ними. На каждом заводе сохранялись в тайне свои способы изготовления кирпича из глины “и еще других веществ, известных только изобретателям”. Тогда владельцы ставили на кирпич клейма со своими инициалами, фамилиями, названиями заводов. И все эти старинные кирпичи – “Поршневъ”, “Пироговъ”, “Стрелинъ” и другие – твердые и прочные. У кирпичедельцев прошлого есть чему поучиться, поэтому в Петербурге недавно и открыли музей кирпича (“СПб ведомости”, 2002, 17 октября

 

Окончание. Начало: “Ладога” , 2001, 30 января, 29 мая, 25 августа; 2002, 20 апреля; 2003, 28 января.

Как же делали тогда кирпич на невских заводах? Сперва добывали открытым способом глину в т.н. рупусах, представлявших собой отвесную стену. Сверху снимали почву и песок, а потом с двух сторон ступенями снимали саму глину, которая шла в мытье или складывалась грядами. Глиномятные машины (тоншнейдеры) использовали двух типов: одни делали исключительно тесто, а другие прессовали и выпускали его в виде бесконечной ленты через особые мундштуки. Затем глина проволокой разрезалась на кирпич. Глиномятки были конные и механические. Конные имели вид вертикально стоящей бочки, открытой сверху и имеющей внизу два отверстия для выпуска глины, в центре бочки помещался вал с ножами (железными пластинами). Невские глины сырые, вода в них сохранялась даже в сухое лето, поэтому наилучшей считали их вертикальную подачу. На конных глиномятках делали в день 1–1,5 тыс., на механических – 12–15 тыс. штук кирпича.

Глина проходила через кирпичные прессы – ленточные и ящичные; на особых печках, вырытых в земле и покрытых чугунными листами, сушилась дровами, остаточным теплом гофмановских печей и отработанным паром. После ручной формовки сырец обычно сушили на полянах или под навесами, на стеллажах, куда его доставляли на тачках, а на некоторых заводах имелись железные дороги с платформами. На заводе “Звезда”, например, был устроен навес для стеллажей из 4-х этажей, где в конце этажей к поперечным столбам были прибиты решетки, на которые клали доски с кирпичом. Сырец поднимали и опускали элеваторами. А уложенные на утрамбованный грунт кирпичи-сырцы через 3–4 дня переворачивали, затем складывали в шатрах, готовя к обжигу.

Существовала непрерывно действующая система обжига. Использовали преимущественно печи Гофмана (иногда Цейса) с камерами разной емкости, соединенными трубами в 18–22 см. Своды камер были сделаны из  обожженного кирпича, а “под” из бетона, песка, кирпича. Качество обжига опытные мастера определяли по цвету, на глаз. Уложенный “елками” кирпич обжигали до 15 дней, потом 7–10 дней охлаждали.

Работа по формовке кирпича была сезонной и велась с середины мая до конца августа. С 1 сентября, после закрытия работ, когда начинались заморозки, шла заготовка глины-валёнки на будущий год. Обжиг сырца вели с середины марта до 1 ноября. На невских заводах трудились артели из многих губерний России, опытные в каком-то определенном виде кирпичедельной работы. Крестьяне отправлялись на отхожие промыслы на все лето целыми семьями. Работы, учитывая ручное производство, примитивные самодельные глиномятки на конной тяге и ручную формовку, хватало всем; женщины работали обрезчицами, де-ти – погонщиками лошадей.

Рабочий день продолжался 8–12 часов, иногда и больше. Заработок кирпичедельцев зависел от сноровки и от качества изготовленного кирпи­ча. Большую часть рабочих составляли порядовщики – формовщики сырца.

При глиномятках четверо снимали в рупусах и подавали глину, четверо отвозили ее к месту производства готового теста, а погонщик и крючник помогали выгружать тачку с глиной. Сушниками называли рабочих, перевозивших сырец к печам, а иногда и готовый кирпич на берег для погрузки на суда – до 2 тыс. штук в день. Садчики укладывали кирпич в печах, взварщики (обжигальщики), по 2–3 человека на печь, занимались “взваром” – обжигом. Были на кирпичных заводах, работавших ручным способом, землекопы, погонщики лошадей, обрезчики, убиравшие кирпич с полян в шатры, повара, кухарки, сторожа, конюхи, судовщики, сгружавшие кирпич из печи, нагружавшие его на суда, доставлявшие в Петербург и там укладывавшие кирпич с судов. При механическом производстве на заводах были землекопы при прессах, рабочие на элеваторах, вагонщики, отвозившие кирпич к стеллажам.

Такова лишь в общих чертах история кирпичных заводов в наших краях, начавшаяся почти 300 лет назад и продолжающаяся до сих пор.

 

На снимках: кирпичные заводы на р. Неве и ее притоках: 1. Ручная формовка кирпича. Порядовщик снимает скалкой излишек глины; 2. Поляночная сушка. Сырец на ребре. Приямки. Сараи для склада сырца. Шатер гофмановской печи (справа). Фото 1900-х гг.

 

 

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону
47 регион

Стартовал региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону

15 апреля 2024

13 апреля начался региональный этап проекта «Детский спорт» по бадминтону. На открытии от лица координатора проекта «Детский спорт» в Северо-Западном федеральном округе – Вячеслава Комарова, а также руководителя федерации школьного спорта РФ – Ирины Родниной, Секретарь первичного отделения Партии Александр Русских поприветствовал участников.

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»
47 регион

Ведущие политологи отмечают беспрецедентный уровень поддержки на предварительном голосовании «Единой России»

12 апреля 2024

Проведению процедуры предварительного голосования «Единой России» был посвящён экспертный круглый стол «ЕДГ-2024. Процесс выдвижения на предварительное голосование, портрет кандидата, новации в процедуре» в Центральном исполкоме партии. Участие в нём приняли ведущие политологи и политконсультанты.

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области
47 регион

Депутаты «Единой России» проверили работу медицинских учреждений в Ленинградской области

11 апреля 2024

Депутаты начали знакомство с проблемами здравоохранения на местах с Киришей

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

Говетслужба предупреждает: здоровье животного - в руках хозяина

09 апреля 2024

С приходом весны обостряется эпизоотическая ситуация, связанная с распространением особо опасных болезней животных, в первую очередь африканской чумы свиней, высокопатогенного гриппа птиц, ящура, оспы овец и коз, заразного узелкового дерматита и других инфекций.

Социальный фонд РФ информирует
Общество

Социальный фонд РФ информирует

09 апреля 2024

С начала 2024 года отделение Социального фонда Росси по Санкт-Петербургу и Ленобласти оплатило свыше 22 тысяч дополнительных выходных дней по уходу за детьми с инвалидностью.

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»
Молодежь

На Невском ССЗ стартовала акция «Неделя без турникетов»

08 апреля 2024

2 апреля на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (входит в ОСК, базовое предприятие Ленинградского РО СоюзМаш) стартовал весенний этап всероссийской профориентационной акции «Неделя без турникетов».