Новости Кировска и Кировского района Ленинградской области

Дом, где приходится учиться жить

Дом, где приходится учиться жить

В этом году Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации отмечает двойной юбилей. Во-первых, 55-летие со дня основания, во-вторых, 25-лет с момента его реорганизации в специализированное коррекционное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья и задержкой психического развития. О жизни центра узнавала наш корреспондент Светлана Машкова.

Как все начиналось

Сегодня 180 воспитанников из всех районов Ленинградской области живут и обучаются в Назийском центре социально-трудовой адаптации и профориентации. Здесь находятся как дети из семей, так и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей (приблизительно шестая часть от общего числа воспитанников – 33 ребенка). Каждому из этих ребят центр помогает приобрести необходимые для полноценной жизни в социуме знания, умения и навыки.

Вначале это была школа-интернат для детей геологов, торфодобытчиков из отдаленных районов области. В 1987 году ее реорганизовали в коррекционное учреждение для детей с задержкой психического развития. Это одна из первых школ такого вида в СССР.

30 лет школой руководил Заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Золотой пеликан» Юрий Михайлович Гордей. Коллеги говорят, что он очень многое сделал для развития образовательного учреждения. Благодаря неустанному стремлению Юрия Михайловича помогать детям, в 2002 году центру совместно с Баварским Красным Крестом и Германским ТВ удалось оборудовать три мастерские – столярную, слесарную и швейную и сделать капитальный ремонт спального корпуса.

Теперь небольшие, но очень уютные спальни по условиям ничем не уступают домашним. За порядком в комнатах ребята следят сами, сами создают уют. Так они учатся аккуратности, привыкают следить за своими вещами.

 

Все как дома и даже больше

В спальном корпусе оборудованы игровые комнаты: для малышей и для ребят постарше. В одних проходят занятия кружков вокального и хорового пения и патриотического воспитания. В других – находятся настольные игры: домино, нарды и др.

– Здесь иногда и гостей встречаем, – показывает игровые комнаты завуч по воспитательной работе Людмила Петровна Декопова. – Сейчас тут никого нет – все дети на уроках, а после занятий всегда много ребятни собирается.

В специально оборудованной кружковой комнате дети занимаются различными видами народно-прикладного искусства. Кружковцев не раз награждались за призовые места на районных, областных, международных выставках детского творчества.

В этом же корпусе расположены и медицинские кабинеты – врача, медсестры, процедурный. Медицинские работники постоянно следят за здоровьем детей, делают им прививки, проводят профилактические осмотры, ежегодно по графику проходит диспансеризация учащихся.

В спальном корпусе обустроен очень красивый, хорошо оформленный, с множеством литературы уютный читальный зал. Он был открыт несколько лет назад и с тех пор пользуется у ребят заслуженным вниманием.

– Ребята любят здесь проводить свободное время, – рассказывает библиотекарь Валентина Анатольевна Николаева. – Мы постоянно проводим тематические занятия, литературные вечера, организуем выставки. Дети с интересом читают различные журналы, рисуют, играют в настольные игры, например, по правилам дорожного движения, делают поделки по выкройкам из журналов. Старшие часто приходят в библиотеку, чтобы подготовиться к урокам.

Много лет работала в библиотеке Ольга Александровна Кулагина. Она много сделала для того, чтобы привить детям любовь к книгам, библиотеке. Ребята часто вспоминают её литературные чтения, познавательные викторины, интересные конкуры.

Есть в школе сенсорные комнаты. По словам педагога-психолога Ирины Алексеевны Кузьминой, все здесь находится в открытом для детей доступе: наборы для развития мелкой моторики, различные тренажеры, игровые материалы, сухой бассейн. Учащиеся с большой охотой ходят на занятия по релаксации.

Но все же основную часть дня дети проводят в учебном корпусе, который находится неподалеку и тоже очень хорошо оснащен. Здесь дети и знания получают, и навыки профессиональные приобретают, и творчеством занимаются.

 

К каждому ученику – свой подход

Первое, что ощущается в этом корпусе – привычная для всех образовательных учреждений школьная атмосфера. Идут уроки, поэтому здесь царят тишина и заданный рабочий ритм.

Педагог-логопед высшей категории Татьяна Сергеевна Каланчина работает в этой школе уже около 20 лет. Мы заходим к ней в кабинет. Татьяна Сергеевна проводит индивидуальное занятие с учеником второго класса. Антон, так зовут ученика, старательно выполняет все указания учителя.

– Сейчас мы осваиваем новые компьютерные технологии, – рассказывает Татьяна Сергеевна. – Мы поставили Антону звук, теперь будем записывать его речь, так он сможет сам себя слушать, понять ошибку в произношении, постараться её исправить.

Мальчик учится в школе уже второй год. Здесь же училась и его мама.

– Мне нравится звуки проговаривать, буквы писать. Все нравится, – говорит Антон. Развитие речи – важный компонент успешного дальнейшего обучения. На занятиях логопеды активно развивают связную речь, пополняют словарный запас, корректируют грамматический строй речи.

Другие ребята в это время занимаются в классах. Заходим на урок во 2 класс, где «грызут гранит науки» одноклассники Антона. Этот класс обучается по новым федеральным государственным образовательным стандартам.  Кабинет хорошо оснащен. Здесь установлена интерактивная доска, компьютер, принтер. Использование компьютерных технологий разнообразит учебный процесс, делает его более эффективным. Интерактивными досками оснащены и другие классы, и педагоги центра активно их используют.

По числу обучающихся классы небольшие (12-14 человек) Таков норматив численности учеников класса. В обучении учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Задания ученикам центра даются с учётом их возможностей, педагогами разрабатываются индивидуальные маршруты прохождения программ. Это обеспечивает успешность обучения детей.

С этого года в центре открылся класс, который обучается по программе школы восьмого вида. В школе созданы все условия для успешного обучения таких детей.

– Сейчас у нас обустраивается комната социально-бытовой ориентировки, рассказывает Наталья Николаевна Родионова. – Это кабинет, в котором дети будут получать знания, приобретать опыт для успешной адаптации в социуме: готовить, убирать, сервировать стол, организовывать досуг и общение.

 

О педагогах

Всего в школе сейчас трудится около 50 учителей. Многие из них имеют высшую квалификационную категорию. А педагогов, которые работали со дня основания этой школы, до сих пор помнят, чтят и всегда с уважением встречаются с ними, трепетно относятся к их богатому педагогическому опыту. В центре работают трудовые династии, что для сферы образования в последнее время большая редкость. Это Людмила Борисовна Матвеева – и.о. директора школы и ее дочь Виктория Владимировна Минина (учитель начальных классов). Это Евгения Прокофьевна Корягина (преподает машинную вышивку) и ее дочь Анна Анатольевна Закирова (швейное дело). Заместитель директора по воспитательной работе Людмила Петровна Декопова (работает в школе 20 лет), и ее дочь Ирина Викторовна Ермолович (15 лет). Сейчас работает в центре и учится в педагогическом университете внучка Людмилы Петровны – Ксения Игоревна.

 

Дорога в будущее

Большое внимание в центре уделяется профессиональной подготовке детей. Например, девушки-старшеклассницы обучаются швейному и вышивальному мастерству. В рамках проекта Баварского Красного Креста в 2002 году в швейной мастерской было установлено современное производственное оборудование для кройки и шитья, для машинной вышивки. Рукоделием девочки занимаются с душой. Бывает, что их сразу по окончании школы берут на работу на предприятия по профилю.

Среди ребят есть и такие, кто просто любит заниматься творчеством, есть даже свои таланты.

– Одна из наших учениц – инвалид детства, – рассказывает Евгения Прокофьевна Корягина. – У нее серьезные речевые нарушения. Два года назад окончила у нас обучение, сдала успешно экзамены и получила документ о профподготовке по специальности «Вышивальщица машинной вышивки». Затем окончила училище в Санкт-Петербурге и подтвердила полученный разряд. Теперь она может и на дому, и на производстве, и в ателье работать, поскольку у нее есть профессия. Работы у нее очень хорошие. Она участвует в выставках, за свои работы получает грамоты и радует успехами преподавателей, которые дали ей «путёвку в жизнь». Кстати, Свято-Троицкий монастырь приобрел многие ее работы.

В центре делают все возможное для того, чтобы дети смогли раскрыть свои творческие способности, обрели уверенность и могли самореализоваться.

– Наши дети выезжают на всевозможные конкурсы, – говорит педагог-организатор Елена Валентиновна Першина. – Например, наша ученица заняла первое место на районном конкурсе «Радуга». Мы стараемся выявлять и развивать способности наших воспитанников. Только бы у ребенка было желание заниматься творчеством.

Бурлит в центре и спортивная жизнь. Здесь собрана огромная коллекция дипломов и кубков – свидетельство спортивных побед и достижений его учеников. Кроме основных уроков учитель физкультуры Ирина Александровна Волощенко увлекает ребят и занятиями в различных секциях, к примеру, баскетбольной.

 

Главный диагноз – дефицит любви

Профессия учителя сама по себе сложная, нелегко приходится и педагогам, которые работают в этом центре. Ведь им нужно давать не только знания по предметам, но и научить воспитанников успешно адаптироваться в социуме. Многие дети лишь здесь впервые узнали, что такое домашний уют и забота со стороны взрослых.

Чем больше ласки и любви получают дети, тем они красивее и здоровее. Забота и любовь поможет им не сломаться, а найти свою нишу в жизни. Случается, что особенные дети добиваются значительных успехов в жизни.

И, конечно, педагоги центра очень стараются дать ребятам (даже с серьёзными проблемами), обучающимся здесь, как можно больше внимания, теплоты и заботы. Несмотря на все сложности и перипетии, хочется верить, что эти мужественные люди откроют в себе еще большие силы и помогут всем детям центра стать полноценными членами нашего такого непростого современного общества.

Вернуться к списку Общество

Рекомендуемые новости
Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей
47 регион

Рабочая группа по СВО представила Президенту новые решения по дополнительным мерам поддержки бойцов и их семей

25 апреля 2024

Очередной доклад рабочей группы по СВО направлен Президенту. В нём, в частности, предлагается рекомендовать банкам и страховым компаниям не учитывать статус бойцов спецоперации в расчётах страховки при оформлении кредитов, сообщил глава группы, секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

«Работа России. Время возможностей-2024»

«Работа России. Время возможностей-2024»

23 апреля 2024

В Кировском районе завершила работу Всероссийская ярмарка трудоустройства

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне
47 регион

Более 3,5 тысяч активистов «Единой России», МГЕР и «Волонтеров Победы» провели субботники по благоустройству памятников Великой Отечественной войне

23 апреля 2024

Молодогвардейцы привели в порядок братские могилы и территории памятников в 58 регионах.

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России
47 регион

Ленобласть в четвертый раз стала лучшей по благоустройству в России

22 апреля 2024

Ленинградская область четвертый год подряд лидирует в реестре лучших практик Минстроя России по благоустройству. В этом году в него вошли семь проектов площадей, парков, набережных, скверов, спортивных и детских площадок от региона.

Спрашивали? Отвечаем!
47 регион

Спрашивали? Отвечаем!

22 апреля 2024

Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 19 февраля 2024 года.

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО
47 регион

В Волхове провели региональный фестиваль ГТО

22 апреля 2024

17 апреля в ФОК «Левобережный» в Волхове стартовал Областной фестиваль по ГТО среди школьных спортивных клубов, в рамках Региональной школьной спортивной лиги.

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»
47 регион

«Единая Россия» во второй раз проведет летний этап Всероссийского спортивного марафона «Сила России»

17 апреля 2024

17 марта завершился зимний этап «Силы России». Летний этап марафона стартует 1 июня и продлится до 10 августа – Дня физкультурника.

Новый конкурс грантов — новые возможности
47 регион

Новый конкурс грантов — новые возможности

15 апреля 2024

Продолжается приём заявок на второй в этом году конкурс грантов губернатора Ленинградской области — общая сумма поддержки социальных инициатив НКО составит 25 млн рублей, отбор организаций будет проходить на муниципальном уровне.