Газета "Ладога"
17
ДЕКАБРЯ
2018
ПОНЕДЕЛЬНИК

ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ

Дело Алексея Ильина - 07.12.2014

Сотрудником Отдела нумизматики и глиптики Эрмитажа был А. А. Ильин – бывший владелец имения Сари Шумской волости.

Алексей Ильин – сын генерал-лейтенанта Алексея Афиногеновича Ильина и Александры Федоровны Ильиной (урожд. Шеринг) – родился в 1858 году. С отличием окончил Александровский лицей, входил в Комитет Пушкинского лицейского общества и был попечителем лицея. Служил в лейб-гвардии Семеновском полку, в Министерстве государственных имуществ. Действительный статский советник А. А. Ильин являлся членом Государственного Совета по выборам от дворянства, членом правления (Совета) Государственного банка, главой Российского общества Красного Креста.

Вместе с братом Афиногеном Алексеевичем он унаследовал от отца картографическое производство в Петербурге, в Новоладожском уезде – имение Сари, деревни Бор, Жар, Желанная, Колосарь, Овдакала (Ильинская), Опсала, Падрила (Петропавловская), Пурово, Сибола, Сирокасска. Братья приобрели у Чоглоковых обширные владения в Шлиссельбургском уезде, в имении Колтуши, где был основан поселок Ильинский. Здесь им достались пустоши и земли в селениях Кирицкое Поле, Коркино, Пундолово, Размителево, Рыжики, Суоранда, Тавры и др. Ильиным принадлежали усадьбы Мухино и Утешение около села Шум, усадьба Ребяткина у Шлиссельбурга. На церковном кладбище в Сари (ныне с. Шум) в 1911 году была похоронена Екатерина Михайловна Ильина (урожд. Безак), от брака с которой Алексей Алексеевич имел сыновей Алексея и Александра.

Газета «Озерный край» в 1913 году сообщала: «22 июня, с вечерним поездом Северной железной дороги из С.-Петербурга, прибыл в имение Сари министр торговли и промышленности тайный советник г. Тимашев, вместе с гофмейстером Двора Его Величества Алексеем Алексеевичем Ильиным и 23 июня вечером по той же дороге уехали обратно в С.-Петербург». Известно, что сам Ильин часто гостил у помещиков Марковых в усадьбе Александровка близ села Шапки.

Один из учредителей Российского общества нумизматов и его председатель, после октября 1917 года Ильин стал руководителем секции нумизматики Академии истории материальной культуры (1918), сотрудником Отдела нумизматики и глиптики Государственного Эрмитажа (1920, до 1930 – заведующий). Член-корреспондент Академии наук СССР (1928). Автор научных трудов: «Медали в честь Александра Сергеевича Пушкина», «Русские монеты, чеканенные с 1801 г. по 1904 г.», «Русские монеты, чеканенные с 1725 г. по 1801 г.», «Русские монеты. Медная монета с 1700 г. по 1725 г. Петра I», «Топография кладов серебряных и золотых слитков», «Топография кладов древних русских монет 10 и 11 вв. и монет удельного периода», «Классификация русских удельных монет» (1901–1940).

Комиссия по обследованию работы Эрмитажа и персональной чистке аппарата музея в 1931 году уволила Ильина, но вскоре он был восстановлен в прежней должности. Привлекался по «золотому делу» (1932–1933). Подобные дела организовывались с целью вымогательства у арестованных ценностей, но вымогать у Ильина было уже нечего: все имения и хранившаяся в Сари библиотека были национализированы, картографическую фабрику он отдал советской власти, а свою большую коллекцию русских монет подарил Эрмитажу. Алексей Алексеевич Ильин умер во время блокады Ленинграда в июле 1942 года.

 

Пропавшие шедевры

Документы из архива Эрмитажа проливают свет на судьбу имущества, национализированного в усадьбе Рябово Шлиссельбургского уезда.

На страницах журнала «Старые годы» барон Н. Н. Врангель в 1910 году писал об этой усадьбе помещиков Всеволожских: «Среди сада, скрытый деревьями, стоит большой, поместительный барский дом. Незатейлива его архитектура, но в скромных и спокойных пропорциях – ясная простота, так идущая к помещичьему дому. Внутри дом большей частью новый, устроен с комфортом; от прежнего времени сохранилась только гостиная, выходящая на террасу, в сад. Красива маленькая низенькая домашняя церковь в верхнем этаже с великолепными царскими вратами. В доме есть хорошая мебель: французский резной шкаф второй половины XVIII века и другой, маркетри 1753 года, диван a la Louis XV; хорош бронзовый Прометей Козловского… Интересны семейные портреты Кикиных, Всеволожских, княгини Голицыной кисти Рокотова, картина рубенсовской мастерской, “Казак” Орловского. Вот и все, что осталось старого в большом и уютном рябовском доме».

Изъятие ценностей в Рябово (ныне г. Всеволожск) велось в 1918–1919 годах. В первую очередь были вывезены фарфор, часы, лампы, мебель, а потом вывезли, как самое ненужное, предметы изобразительного искусства. В хранилище Государственного музейного фонда попало 173 вещи из хранившихся в усадьбе примерно 800. Часть пошла на распродажу в антиквариат, часть (неликвиды) отвезли в музеи. В архивном деле «Опись и переписка о поступлении художественных предметов из имения Рябово Всеволожских» перечислено 30 предметов занумерованных и 143 ненумерованных, переданных в Эрмитаж в 1928 году. Опись начинается с № 80 и, как отмечает исследователь А. П. Банников, была составлена наспех, произведения не датированы и не указаны авторы.

К числу «старых картин» в описи отнесены «Мадонна с херувимами» и «Распятие Иисуса Христа», далее следуют картина на «восточный сюжет» и полотно «казак на лошади с пикой», пейзажи – «старинный пейзаж: галера с гребцами на берегу моря», морской пейзаж, «летний пейзаж», «пейзаж с охотником и собакой», «пейзаж: старый город, развалины» и два натюрморта – «масло на доске: цветы, фрукты, птицы». Перечислены в описи портреты Екатерины II, Николая II, князя А. А. Безбородко, «портрет фельдмаршала Александровского времени», «портрет придворного вельможи», «портрет придворной дамы», «старик в ермолке с трубкой», «портрет одного из Всеволожских 1860-х годов», «портрет мужской Всеволожского» и еще десяток мужских и женских портретов.

В Эрмитаж из Рябово также поступило 115 гравюр, 7 акварелей, 21 рисунок. Конечно, что-то из этого богатства могло остаться в музее, но установить былую принадлежность произведений искусства Всеволожским теперь невозможно. Точно известно лишь местонахождение картины А. О. Орловского «Казак с пикой на лошади», переданной в 1928 году в Русский музей. Бронза, часы, фарфор, ковры, мебель бесследно исчезли. Барский дом, в котором в 1923-м разместился сельхозтехникум, сгорел в январе 1926 года.

Баталист

 

 «Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 г.» – одна из самых известных работ художника-баталиста А. Е. Коцебу.

 

Эта картина когда-то висела в Зимнем дворце, в 1-м зале военных картин, выходящем окнами на Дворцовую площадь (зал 283 с экспозицией французской живописи). Рядом с ней в зале были помещены полотна «Сражение при Нарве», «Сражение при Цюлихау», «Переход Суворова через хребет Паникс», также написанные Александром Евстафьевичем Коцебу (1815–1889).

Его отец, драматург и писатель А. Ф. Коцебу, был русским генеральным консулом в Кенигсберге. Юноша учился во 2-м Кадетском корпусе в Петербурге, служил в лейб-гвардии Литовском полку, однако тяга к искусству перевесила престижность военной службы. В 1837–1844 годах он успешно занимался под руководством профессора А. И. Зауервейда в классе батальной живописи Академии художеств. Большая золотая медаль за картину «Взятие Варшавы» давала ему право на заграничную командировку.

«Я люблю баталическую живопись, и она очень нужна; у нас есть довольно того, что можно передать потомству», – говорил Николай I, от которого еще в конце обучения Коцебу получил заказ на написание картин для Зимнего дворца. На академической выставке 1847 года были представлены исполненные по заказу императора полотна «Взятие крепости Шлиссельбурга в 1702 г.» («Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 г.», 1846 г.) и «Взятие Нарвы в 1704 г.». Работая над картинами, Коцебу посетил эти города. Он всегда тщательно выбирал местность и точку зрения, наиболее удачные для изображения в пейзаже события из военной истории.

Затем в качестве пенсионера Академии художеств Коцебу побывал в мастерских лучших живописцев Франции, Италии, Нидерландов. Выполняя заказы Николая I на написание картин из истории Семилетней войны и похода Суворова в Швейцарию и Италию, Коцебу осмотрел места боевой славы русского оружия. Обращался к событиям Северной войны и Отечественной войны 1812 года. Его главные работы: «Русские в Берлине», «Взятие Кольберга», «Переход русских войск через Чертов мост», «Штурм Сен-Готарда», «Сражение в Муттенской долине», «Битва при Нови», «Переход через Ботнический залив», «Сдача Риги», «Битва под Лесной», «Полтавская победа».

Коцебу приезжал в Россию в 1850 году и за свои произведения был удостоен звания академика, в 1857-м признан профессором Академии художеств. Художник жил и скончался в Мюнхене, оставив незавершенным полотно «Взятие Шипки». Большая часть работ Коцебу находилась в четырех залах военных картин Зимнего дворца и теперь хранится в фондах Государственного Эрмитажа. На старинной акварели картина с изображением штурма Нотебурга видна справа от двери, ведущей во 2-й зал военных картин.

1-й зал военных картин в Зимнем дворце. Акварель Э. П. Гау. 1866 г.

 

Лики времени

Всеволожский Иван Александрович (1835–1909). Один из владельцев имения Рябово Шлиссельбургского уезда. Сын А. В. Всеволожского от его брака с княжной С. И. Трубецкой. Окончил С.-Петербургский университет. Состоял на службе в Министерстве иностранных дел, в посольствах в Гааге и Париже. Тайный советник, обер-гофмейстер. Был женат на княжне Е. Д. Волконской.

Директор Императорских театров (1881–1899). Составил либретто для балета «Спящая красавица». Рисовальщик, автор портретов-карикатур современников, эскизов декораций и костюмов к 25 балетным спектаклям. Почетный член С.-Петербургского филармонического общества и Академии художеств.

С 1899 по 1909 год И. А. Всеволожский – директор Императорского Эрмитажа. Привлек к работе в музее ряд молодых специалистов, связанных с коллекционерами и художниками, объединившихся вокруг журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы». Сотрудниками Эрмитажа «по поводу 50-летия его служебной деятельности» была отлита памятная медаль. Передал в дар Эрмитажу произведения искусства из своей коллекции.

 

Фото 1. Усадебный дом в Рябово. Фото 1925 г., Фото 2. 1-й зал военных картин в Зимнем дворце. Акварель Э. П. Гау. 1866 г. Фото 3. И.А. Всеволожский.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотогалерея




ВСЕ НОВОСТИ


Все новости дня

ПОГОДА

Яндекс.Погода

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ


Забыли пароль
Зарегистрироваться

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Учредители: УМП «Издательский дом «Ладога», администрация МО Кировский район ЛО, Комитет по печати и связям с общественностью ЛО.
Главный редактор: Филимонова Яна Александровна.
Тел./факс - 8 (81362) 21-295; e-mail: gazeta_ladoga@mail.ru
Для детей старше 12 лет

© 2000-2018 Ладога.РУ
При использовании материалов гиперссылка обязательна